Рекомендуем

Закажите Рекламу

Авторизация

Авторизация на сайте позволяет комментировать статьи и общаться с другими посетителями.


Процедура Регистрации очень проста и не займет много времени...

ТОП комментаторов

  • Жан Клод Ван Дамм
    170 ( +498/-146 )
  • Joy
    138 ( +451/-115 )
  • Антон Малахов
    117 ( +374/-68 )
  • АрмРестлер
    88 ( +208/-38 )
  • Vlad
    86 ( +287/-96 )
  • Шурик
    41 ( +36/-2 )

Предложите друзьям

Адаптация организма к физическим нагрузкам

Рейтинг:   / 131
ПлохоОтлично 

Адаптация организма к физическим нагрузкам_adaptacija

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с адаптацией организма к физическим нагрузкам и с ее ролью в двигательной подготовке, следует остановиться на общих положениях об адаптации как универсальном свойстве человека.

Под адаптацией принято считать процесс приспособления нашего организма к сторонним факторам внешней среды или изменениям, проходящим в самом организме. Способность различных систем организма эффективно адаптировать свою деятельность к непостоянным условиям окружающей нас среды, и в частности к физическим нагрузкам, обеспечивается, главным образом, функционированием центральных регуляторных механизмов. Образование в процессе эволюции человека регуляторных систем привело к возникновению способностей более тонко и точно реагировать на внешнею среду. А также к увеличению диапазона его приспособляемости без морфологической и биохимической перестройки тканей, адаптации средствами физиологических механизмов, изменения функций подготовки, оптимизации ответных реакций.

Все нормальные процессы жизнедеятельности человека в какой-то данной среде имеют адаптивный характер. Иначе говоря, все физиологические реакции в конкретный момент времени являются либо адаптированными к определенным условиям среды (физической нагрузке), т. е. прошедшими процесс адаптации, либо не адаптированными, т. е. находящимися в процессе адаптации. Поэтому индивидуальная адаптация человека в динамике должна рассматриваться как предварительный процесс, в котором основным является создание новых адаптивных программ на основе информации об изменении внешней среды (физической нагрузки) и последующее состояние уже с наличием выработанных, сохраняющихся длительное время программ, механизмов их активного поиска, на основе которых ответные реакции организма с помощью систем регуляции доводятся до оптимальных.

Применительно к двигательной подготовке наибольшее значение имеют два типа адаптации: срочная (нестабильная) и долговременная (стабильная). Проявлением первого типа адаптации может служить ответная реакция организма спортсмена на однократную физическую нагрузку. Характер реакции при этом обусловливается силой воздействия нагрузки, уровнем возможностей функциональных систем организма и их способностью к эффективному восстановлению.

В нестабильных адаптационных реакциях обычно выделяют три стадии:
  1. активизируется деятельность различных функциональных систем и их компонентов, обеспечивающих выполнение определенной деятельности;
  2. деятельность функциональных систем осуществляется в так называемом устойчивом состоянии;
  3. нарушается оптимальное соотношение между потребностями и их удовлетворением в результате развития утомления. Необходимо помнить, что слишком частое применение нагрузок, связанных с переходом организма в третью стадию, может отрицательно сказаться на этапах формирования долговременной адаптации, а, следовательно, и развитии двигательных способностей.

Направленность долговременной адаптации находится в прямо пропорциональной зависимости от преимущественной направленности применяемой тренировочной нагрузки. Так, например, работа, направленная на развитие аэробных возможностей организма, приводит к возникновению адаптивных изменений в органах и функциях, определяющих уровень аэробной производительности; выполнение нагрузки силовой направленности приводит к увеличению объема мышц, повышению энергетического потенциала их волокон, улучшению мышечной координации и т.д.

С ростом уровня двигательной подготовленности адаптационные реакции становятся все более специфическими, что необходимо учитывать при выборе средств и методов развития двигательных способностей. Так, у людей относительно невысокой подготовленности даже узкоспециализированные упражнения вызывают прирост (хотя и неодинаковый) нескольких способностей одновременно. У более подготовленных - это наблюдается значительно реже.

Сохранение достигнутого уровня долговременной адаптации требует систематического применения поддерживающих нагрузок. Прекращение и существенное уменьшение тренировочных нагрузок вызывает противоположный адаптации процесс - деадаптацию, которая распространяется на все стороны подготовленности занимающихся, в том числе и физическую. Деадаптация протекает тем быстрее, чем короче период формирования адаптации, причем темпы снижения уровня развития различных двигательных способностей и компонентов функциональной подготовленности неодинаковы.

Как взаимосвязан тренировочный процесс и адаптация организма к физическим нагрузкам?

Между нагрузкой и последующей адаптацией существуют закономерные связи, которые нужно учитывать в программировании учебно-тренировочного процесса.

  1. Адаптационные процессы организма включаются лишь тогда, когда внешнее стимулирование достигает необходимого уровня интенсивности и определенного объема. Слишком большой объем нагрузки лишенный необходимой интенсивности не ведет к адаптации в точности, как и сверхинтенсивные нагрузки с мизерными объемами. И вообще чем выше уровень нагрузок приближается к индивидуально подобранному оптимальному показателю, зависящему от способностей занимающегося, тем быстрее длится процесс адаптации. Соответственно, чем больше отклонение нагрузок (в ту или иную сторону) от показателя оптимального уровня, тем ниже эффект тренировки. Слишком большие нагрузки или неверное соотношение между их составляющими (объемом и интенсивностью) вредят адаптационной и регуляторной способности организма, тем самым, вызывая снижение его работоспособности.
  2. Адаптационный процесс – это результат грамотного чередования физической нагрузки и отдыха. Вообще, нагрузка в учебно-тренировочном процессе вначале вызывает утомление в результате затрат силовых и энергетических ресурсов (обычно называемых потенциалами), что на некоторое время снижает физические возможности организма спортсмена. Это и есть ведущий раздражитель для процессов приспособления, которые преимущественно происходят в фазе отдыха и сна. С биохимической точки зрения при этом происходит не просто восстановление отработанных источников энергии, а сверхкомпенсация - восстановление с превышением первоначального уровня. Эта сверхкомпенсация составляет основу повышения функций организма и его двигательной подготовленности.
  3. У атлетов с низким уровнем подготовленности или при использовании новых подходов в тренинге и непривычных организму нагрузок сверхкомпенсация происходит достаточно быстро. У подготовленных спортсменов этот процесс может длиться недели и даже месяцы. Разумно полагать, что любая близкая к оптимальной нагрузка вызывает следы компенсации. Тем не менее, это гораздо очевиднее лишь в результате суммирования комплекса тренировочных эффектов.
  4. Адаптационный процесс не только позволяет занимающимся достигать более высокого уровня двигательной подготовленности, но и расширяет психофизические способности переносить нагрузки. Получается, что прежние нагрузки теперь преодолеваются легче, чем ранее, и вызывают гораздо меньшее утомление. При этом тренирующее действие типовых нагрузок уменьшается все больше, и вскоре они позволяют лишь способствовать сохранению ранее достигнутого результата. Этот неизбежный и закономерный процесс.
  5. Приспособление организма происходит всегда в направлении, регламентированном структурой нагрузки. Так, например, нагрузка с чрезмерным объемом, но малой интенсивностью будет способствовать формированию, в первую очередь, выносливости; нагрузка же небольшого объема, но пиковой или субмаксимальной интенсивности - формированию именно силовых и скоростных характеристик. У атлетов с низким уровнем физической подготовленности любая нагрузка вызывает более комплексное воздействие, чем у более подготовленных.

Вследствие применения тренировочных воздействий и индивидуальной адаптации физическая подготовленность изменяется по-разному. Поэтому на всех этапах комплексного воспитания двигательных способностей следует соблюдать два основных принципа:

  1. соразмерности (предложен М.Я. Набатниковой, 1974);
  2. последовательности использования средств в многолетнем тренировочном процессе должна основываться на правиле при «минимальных затратах - максимальный результат».

При повышении двигательной подготовленности в тех или иных компонентах следует иметь в виду их соразмерность, определяющую направленность многолетнего учебно-тренировочного процесса. Естественно, что соотношение средств, методов, нагрузок в учебно-тренировочном процессе полностью зависит от задействованного комплекса упражнений и желательного уровня компонентов. Следовательно, принцип соразмерности диктует такое соотношение компонентов двигательных способностей, при котором оно приближалось бы к оптимальному. Разумеется, это соотношение должно соответствовать возрасту и полу занимающихся, их индивидуальным особенностям и уровню психофизического состояния.

Следует знать, что основы соразмерности закладываются комплексной подготовкой. Здесь выполнение упражнений включает в действие все требующиеся компоненты и при многократном повторении их улучшает. Но, как известно, для значительного повышения двигательной подготовленности необходимо сочетать комплексную тренировку с поочередным решением задач развития и улучшения отдельных компонентов.

Принцип последовательности применения средств для комплексного воспитания двигательных способностей предусматривает применение в многолетнем учебно-тренировочном процессе средств от более мягких к более жестким с увеличением объема и интенсивности. Условная последовательность развития и использования средств в процессе многолетней двигательной подготовки представляется следующей:

  1. естественное развитие двигательных способностей;
  2. увеличение двигательной активности;
  3. организованно направленная, управляемая двигательная деятельность (занятия физическим воспитанием);
  4. специализированные учебно-тренировочные занятия (индивидуальные дополнительные занятия).

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТОП100 свежих анекдотов про качков.

Попали дрыщ, ботан и лифтер на необитаемый островок. Что делать? Жрать что-то надо… Стали они рыбу ловить… И вдруг случайно поймали золотую рыбку..
Золотая рыбка:
- Отпустите меня! Я каждому из Вас 3 желания исполню...

Читать дальше...

Пакет Спортпита за свежий анекдот!

Недавно услышал классный новый анекдот про качков? - поделись им с нашими читателями...
...и выиграй ценный приз СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО в нашем конкурсе: "Расскажи классный анекдот и получи в подарок прот!"

Подробности вот тут.

Свежие комментарии